Версия для слабовидящих

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». Это верно, но ведь детям так хорошо дома! И для него, и для родителей так важно играть вместе! Игра с мамой – самый радостный  и комфортный способ познать мир.

         Первый и главный  вопрос для родителей – чему учить? Сегодня 3-4-летний ребенок без труда управляется с телевизором, с телефоном. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново.

         Необходимо чтобы занятия были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

         Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения можно брать тематические занятия – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д.,     а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. Эти простейшие примеры исподволь  приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.

Один из основных разделов  домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети   очень много болтают, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните ребенку, как правильно произносить слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой дом?»). Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.


         Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней,  стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

         Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

         Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами- пусть ребенок заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величаво-торжественное, другое – бесшабашно-веселое, третье – трагически грустное.

         Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае – «листья»).

         Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

         Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

         Из таким игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребенок сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

         Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

  • Ткач ткет ткани на платок Тане.
  • Около кола – колокола.
  • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

  • Милая моя, ты не спишь!
  • Вы ели на завтрак мороженое?
  • Мама купила (купи) виноград.
  • Скорее домой!
  • У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

         Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функции (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

 

                                             


                                ЧЕТВЕРТЫЙ   ЛИШНИЙ

         Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза , дуб и стул. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, ,рыб), овощи (фрукты).

         Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, «береза», «дуб», «липа», «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

 

                                    ГДЕ МЫ БЫЛИ, ВАМ НЕ СКАЖЕМ,

                                        А ЧТО ДЕЛАЛИ  -  ПОКАЖЕМ

         Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа и мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся – встал – умылся - позавтракал» и т.д.)

         В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песню. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

 

                                       ПОТЕРЯВШАЯСЯ ИГРУШКА

 

         Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).

         Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

         Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

 

                                                 НАЙДИ   ТАЙНИК

 

         Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место её расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

         Игра поможет развитию мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.

 

                                              ИГРЫ   С   БУКВАМИ

 

         Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки он еще слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук (а) стоит в начале, в конце или в середине слова. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

         Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге сад или магазин.

 

                                                       КЛЯКСЫ    

 

         Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому  «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – вы вместе, вы рядом.

 

         Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.

         Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

         Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

         Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

         Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

         Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.